Карельская свадьба

Сватовство

Сватовство происходило, большей частью, из-за того, что семье нужна стряпуха, работница, возможно, хозяин решил передать сыну все хозяйство, а для этого сына надо женить.

У карел существует поговорка: “Мир парня женит и девушку замуж выдает”.

Когда парня захотят женить, то рекомендуют не одну невесту его родителям или родственникам. О невесте сообщают все данные: сколько ей лет, что умеет делать, какое у нее приданое, каков ее характер и многое другое.

В одних семьях отец один решал кому послать сватов, в некоторых семьях эти вопросы решались на семейном совете и с участием сына. Подбирают такую семью, которая по материальному положению соответствовала семье жениха. Свата выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых. Сваты обязаны были договориться о приданом. Кроме одежды и денег в приданое давали корову, а иногда и овечку. Если девушка из своей деревни, то сваты идут пешком, а если из другой деревни, то обязательно поедут на лошади, запряженной в саночки. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха. Сватов всегда принимали любезно, сажали в передний угол под иконами, угощали чаем и водкой. Если у невесты не было самовара, то родители занимали у соседей. Пока поспевал самовар, девушка одевала свои лучшие наряды. Во время чаепития она разливала чай. Считалось за большое угощение, если к столу подавали баранки и “бомбошки” /круглые конфеты без обертки/. Отец и мать невесты садились вместе со сватами за стол. Сваты рассказывали о женихе /сколько земли, какой скот и т.д./.

Во время угощения в дом приходили девушки, подруги невесты. Они стояли около двери и величали невесту и жениха князем и княгиней. За это жених давал девушкам денег на семечки, а если не давал, тогда девушки пели:

“Сваты, сваты сказали,
что богаты,
а они не богаты,
обуты в березовые сапоги,
опоясаны лыком”.

Перед отъездом сватов, родители девушки договаривались когда они приедут осмотреть дом жениха.

 

Невеста готовится к венцу

В назначенный день для осмотра дома жениха приезжают отец, мать и невеста. Родители жениха встречают их, как самых лучших гостей и готовятся к этой встрече задолго до их приезда. Удовлетворенные осмотром гости в тот же день уезжают домой.

Начинается подготовка к свадьбе: варят сусло, делают пиво, закалывают барашка, покупают водку. Такая подготовка идет как в семье жениха, так и в семье невесты. Ее родители шьют для дочери венчальное платье, покупают фату, кольца.

Среди карельского народа существует поговорка: чем больше невеста плачет до венчанья, тем меньше она будет плакать при жизни с мужем.

После сватовства родители просят маленьких девочек собрать подруг невесты. В небольших деревнях все девушки являются подружками невесты. Девушки собираются и с пением идут к невесте. Та, услышав пение, начинает плакать и, пройдя к отцу причитает:

“Ты послушай, мой милый дорогой,
Как мои подруженьки чистыми голосами веселые песни поют.
Только ты нагнал на меня скуку, разлучил меня с веселыми подружками.
Чем я тебя огорчила, что ты не пожалел меня, бедную?
Ты разлучаешь меня с моими милыми подружками…
Мне будет тяжело расставаться с моими родными местами,
С веселыми девичьими гульбищами…
Как я буду знакомиться на новом месте, будет ли муж ласковый на слова
Или будет ругаться скверными словами…”

 

Когда девушки собираются идти домой, невеста благодарит их за посещение, за песни. После их ухода начинает плакать с теми, кто остался. Как правило, остаются молодые женщины, недавно вышедшие замуж, которые еще скучают по прежней девичьей жизни. Они также оплакивают совю жизнь, сравнивая ее с девичьей.

Накануне свадьбы для невесты топят баню, если нет своей, то соседскую. Невесту в баню сопровождают подруги со всей деревни. Одна ближайшая подруга, помогает ей мыться и париться, другие в это время на улице поют песни. Потом они сопровождают ее домой. Она благодарит отца за легкий пар в бане.

Вечером опять собираются девушки, чтобы в последний раз провести с ней вечер. Невеста кланяется в ноги отцу и матери и причитывает:

“Вы мои кормилицы, посадите всех дорогих подружек
В этот последний вечер за дубовый стол.
Угощайте их сладкими кушаньями, напоите их хорошим питьем.
Они в последний раз у меня в гостях, последний раз около меня загрустившей…”

 

Мать и отец сажают девушек за стол. Невеста наливает в стаканы пиво и сперва дает отцу. Он в стакан опускает деньги. Потом наливает пиво матери, потом всем родным и девушкам. После того как выпили его и опустили туда деньги, невеста всем девушками предлагает: “Ешьте, милые подружки, последний ужин со мной”.

После ужина она кланяется отцу и матери и говорит: “Спасибо Вам, мои дорогие родители, что Вы поберегли в этот последний час моих дорогих подружек”. Потом кланяется подружкам.

После этого девушки уходят домой. Невеста еще посидит вместе с родными и начинает готовиться к венцу.

 

Подготовка к венцу. Венчание

Утром к дому невесты подъезжают подружки. Им навстречу идет отец невесты, в одной руке - бутылка водке, а в другой – небольшое ведерко с пивом. Он спрашивает у дружков: “Кто вы такие и куда едете?”. Те отвечают: “Мы из города, барские сыновья, а посланы мы искать княгиню. Туда ли мы попали? Есть ли у вас такая княгиня?”. Отец отвечает: “Есть”. И наливает дружкам в стаканы водки и пива. После этого приглашает их войти в избу.

Дружкам привязывают полотенце через плечо. Невесту одели к венцу, мать ее благословляет.

Подружки берут невесту за руки, а дружки впереди пройдут вокруг стола, а потом усаживаются в сани и едут в церковь.

Жених заранее договаривается о времени венчания со священником. Жених с невестой становятся на специально разостланный кусок материи, он остается потом в пользу церкви и еще два полотенца. Проходит обряд венчания. После него все идут в дом невесты. И с какой бы стороны ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находятся у околицы. Ребята загораживают их, требуют деньги от жениха за невесту. Очевидно, этот обычай сохранился с давних времен. Жених давал ребятам денег. И свадебная процессия ехала к дому. Дружки и гости входят в дом. Все садятся за столы. Непременным угощением является пиво, водка, на закуску подавали селедку, пироги, грибы соленые, мясо. Только после этого, как гости откушали, в избу пускали любопытствующих.

Затем гости начинают собираться домой и приглашают всю родню в дом жениха. Иногда родственники невесты приезжали на другой день. Перед отправкой отец и мать с иконой и коврижкой хлеба благословляет молодых. В доме жениха их встречает его мать с иконой и отец с лукошком зерна, которым он осыпает молодых.

На другой день мать и отец вместе с молодыми едут в гости к родителям невесты. Там они гостят две ночи. Этим и кончаются свадебные обычаи.

 

Судьба карельской женщины после свадьбы

Во время подготовки к свадьбе невесту называют княгиней, а как только пройдет она, сразу снохой. Во всех женских работах сноха, по обыкновению карел, всегда должна быть первой, все тяжелые работы лежат на ней. Постоянные, часто незаслуженные упреки свекра, брань свекрови, насмешки золовок, неприязненное отношение одной снохи к другой и вдобавок постоянный труд – вот удел молодых женщин на первой поре замужества, вместо медового месяца.

 

Из старинной карельской песни

Укко истув, куйн хукка шопешша.
Акка куйн кондые каржинашша.
Паттыеда уккон хамбахие,

Пахуа аккан киельдя
Варая миння, энямби кайкие”.

Терпит бедная молодица всю тугу невестки без жалобы, без ропота. Она знает, что такая участь всех подобных ей, пока муж не заслужит право голоса в семейной администрации. Случалось, что молодой муж, видя жестокость своей семьи к жене, требовал раздела и начинали жить своим домом.

В настоящее время карельская женщина полноправный член семьи. Все работы выполняются вместе.

Свадебные обычаи теперь не отличаются от свадебных обычаев русских. Да и обычаи стали другими. Но это совсем не значит, что мы должны забыть старинные обряды. Прошлое всегда было и есть ключ к будущему.

Театрализованная “Карельская свадьба
/Толмачевский сельский филиал/

Беседы сопровождались театрализованным показом основных моментов свадьбы. Роль жениха и невесты исполнили большие куклы с помощью Смирновой Олеси и Козловой Лизы. Причитания невесты, обращение ее к родителям и подругам исполнила Грунтова Яна. “Дружками на свадьбе были Смирнов Алеша и Шишков Саша. В роли матери была Романова Е.Н. Ну а свадебными гостями” – все участники посиделок. Эти небольшие сценки были украшены вышитыми старинными полотенцами, кружевами, костюмами, старинной карельской утварью и иконой на красивейшем полотенце работы Чумаровой Н.Г.

Надо думать у ребят сложилось впечатление об этом красивом старинном обряде и он остался у них в памяти.

После свадьбы состоялся прекрасный концерт. Всех покорила “Карельская кадриль”, задорно исполненная школьниками. “Кадриль” по частям была восстановлена по воспоминаниям старожилов.

Все были очень довольны, а бабушки даже прослезились. Ну, а закончилась “Карельская свадьба” почти свадебным пиром чаепитием. Чего только не было на столах: пироги и блины, и сладости, и напитки из малины и смородины, и карельские пироги.

 

Библиотекари Толмачевского сельского филиала: Умхаева А.В. и Данилова Т.А.


/главная страница/  /традиции и обычаи/