Праздники

В старину религиозные праздники, особенно престольные отмечались и праздновались с размахом. Обычно каждая деревня праздновала 2-3 престольных праздника. В Толмачах, например, это были: Крещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Никола /зимний/ и Казанская.

На праздник собиралась вся родня и деревенская и городская, что способствовало укреплению родственных уз. В такие дни деревня самозабвенно веселилась, шумела и бурлила. По улице празднично одетая молодежь из ближайших и дальних деревень ходила толпами с гармошками и песнями. Стихийно возникали “пятачки”, на которых устраивались танцы, пляски, а нередко и драки.

Кроме престольных, широко отмечались Рождество, Пасха, Масленица и другие праздники.

С Рождества до Крещения продолжались святки с елкой, ряжеными и гаданиями. Чудесным праздником была масляная неделя: массовые катания на легких санях и возках, на лошадях, запряженных праздничной сбруей с бубенцами. В каждой семье пекли блины, оладьи, поедали их в огромном количестве со сметаной и маслом. На этой же неделе жгли костры и факелы на длинных шестах, прощали друг другу грехи и обиды в последний “прощенный день”. Ну а потом наступал долгий Великий пост, когда люди не ели мяса, молока и молочных продуктов до самой Пасхи.

Хотя карелы в 1227 году и были крещены Ярославом Всеволодовичем, они продолжали очень почтительно относиться к природе и ее явлениям, оставаясь в душе язычниками. Например, когда гремел гром, они говорили, что это гремит на небе верховный БОГ УККО. Карельское название грома “укконюру”, то есть – “старик гремит”.

Радугу называют “укконакан веммель” – “дуга старика и старухи”. Снегопад – “лунда машкоув” /снег пускает/. Очевидно, когда-то имелось в виду, что снег пускает верховный бог Укко, который по определению карел жил за Полярной звездой.

Везде были духи – хозяева дома, леса, воды, бани, риги. Карелы почтительно относились к ветру, воде. От каждой болезни у карел были соответствующие заговоры. Карельские знахари считались большими специалистами в своем деле.

Издавна сложился обычай каждую субботу мыть полы и ходить в баню. Полы драили с песком и голиком. К весне, перед Пасхой обязательно мыли стены и потолок в избе. В деревнях даже были женщины - специалисты в этом деле, которых нанимали мыть в других домах.

 

“День Кегри”

В старину отмечался у карел, уже забытый теперь, День “Kegri” - загадочный праздник, который, видимо, первоначально был языческим праздником смены года. В древности смена года происходила осенью после сбора урожая. Затем праздник стал отмечаться как праздник сбора урожая. Возможно, что Кегри – карельский бог – покровитель скота. В ночь на “Kegri” по домам ходили ряженые. Во время “Кегри” над скотом производили магические заклинания. Для “Кегри” надо было приготовить клубок пряжи.

Жители деревни Васильки до сих пор помнят день Кегри. Рассказывали, что в этот день молодежь наряжалась в вывернутые на изнанку шубы и стучалась в дома. Непослушных детей пугали Кегри – “…вот придет Кегри тебя заберет и снесет в лес…”.

Во всех деревнях устраивались посиделки. Девушки приходили на них со своей работой: пряли, вязали, вышивали. Во время работы пели песни, а когда приходили ребята, то начиналось веселье: игры, шутки, танцы. Но и о работе не забывали – ведь нужно было напрясть за вечер не меньше веретена.
 

Библиотекарь Толмачевского сельского филиала: Данилова Т.А.


/главная страница/    /традиции и обычаи/