Карельские полотенца
Применение полотенца очень разнообразное. Кроме утилитарного значения , оно имело и имеет большое значение для украшения жилища.
Известно несколько видов полотенец. Для вытирания рук у карел служит “кязипайкка” /”кязи” – рука, “пайкка” – плат/. – кусок полотенца без украшений, по-русски - “рушник”.
Специальное полотенце употреблялось для зеркала : вышитые концы его обычно сшивались вместе / или даже составляли один кусок вышитой ткани, пришитый к обоим концам холста сразу /: полотенце, окаймляя зеркало, спускается своим узорным концом под ним.
Обилие полотенец являлось показателем зажиточности семьи, прилежания, рукодельности хозяйки. Полотенца, которые у карел называются русским словом “полотенч”, шили очень длинными /около 3-х или 4-х метров / с концами, украшенными всевозможными узорами. Такие полотенца употребляли на свадьбе.
Особо короткие полотенца, размером 50 х 40 см, с вышитыми концами невеста дарила родне жениха; нередко они служили салфетками гостям во время свадебного пиршества.
Полотенца составляли значительную часть приданного невесты и определяли богатство свадьбы.
На фотографии: выставка "Добрые руки земляков" в Лихославльской центральной библиотеке.
Полотенца карельская девушка заготавливала с 12 – 14 лет вместе с другими частями приданого: сороками,
Рубахами и пр. Часть таких вещей передавалась от матери к дочери. На свадьбе жениховой родне дарили 15-30 полотенец, о “дарах” договаривались на “рукобитье”. Самое длинное и нарядное “рукобитное полотенце” невеста дарила жениху, после чего считалась просватанной.
В старинных свадебных обрядах карел новобрачная задаривала “хозяина” дома /”коди гаудыэ”/ “банника”, “водяного”/ “ведечине”/ и полотенце здесь играло значительную роль. К этим обычаям относятся действия, связанные с первой топкой печи, принесением первой вязанки дров и т.д.
Полотенце играло роль и в христианской обрядности. Его отдавали в церковь, в часовню – “ по завету”, в случае болезни. Оно употреблялось на похоронах. Если кто-нибудь умирал в семье, родственники отдавали в церковь полотенце, которое вешали на икону на разные сроки. Девушку накрывали до рук нарядным полотенцем, подобных “рукобитному”. Оно являлось как бы свадебным даром девушке, не успевшей выйти замуж. При похоронах молодого парня
девушки жертвовали полотенца в церковь.И в настоящее время полотенце широко используется в домашнем быту: и в качестве “рушника”, а иногда и салфетки. Оно имеет значение и в деревенском убранстве дома, особенно в праздник. Полотенце вешают и в переднем углу, и на зеркало, а часто окаймляют им многочисленные фотографии в рамках, развешанные по стенам. Полотенца служат и для свадебных подарков.
На фотографии: часть экспозиции музея в Лихославльском педагогическом училище.
Орнаменты, которые украшают концы полотенец, дошли до нас из глубокой древности, из языческого прошлого. Они являлись как бы оберегом, защищавшим от зла, порчи, сглаза, нечистой силы. Изображали птиц, коней, оленей, деревья, языческих богинь. С течением времени эти изображения сильно изменились и первоначальное значение их совершенно забыто людьми. В древние сюжеты влились новые элементы и узоры. Теперь имеют эстетическое, декоративное назначение.
Беседа составлена по книге Г.С.Масловой “Народный орнамент Верхневолжских карел”. –М.,1951.- с.32-34, 66-85.
Библиотекарь Толмачевского сельского филиала: Данилова Т.А.