Берёзовка

Березовка. Карельское название – Курги. В переводе это слово означает “журавль”. Были здесь раньше болота, много журавлей, с этого и пошло – Курги.

Карелы здесь обосновались давно. Дома, сараи /амбары/, бани на берегу ручья, который впадает в Тихвинку.

Посреди деревни стоит один из первых построенных здесь домов, еще даже не покосившийся, ни разу не ремонтированный, только крышу перекрывали. Он построен без использования пилы, только топором, половничины с полметра в ширину, сложены плотно. В нем до сих пор та же самая русская печка, слепленная из глины, что была поставлена в незапамятные времена. Дом в три окна. Полати тянулись от печки вдоль почти всей стены. Там спали, перебирались прямо с печки на них. Потолок высокий, на печке можно было сидеть с прялкой.

У стены, что напротив двери, под окнами – лавка /лавчча/ деревянная.

Столы не красили, если нужно было освежить их, скребли ножом. И полы были некрашеные. Их мыли и застилали влажный пол домотканными полосатыми половиками. Печки не белили, а замазывали глиной.

В каждом доме был ткацкий станок. Женщины ходили в длинных юбках. С юбкой надевали “казачку”. Летом ходили в кожаных и яловых сапогах, некоторые в чунях и лаптях. Замужние женщины на голову надевали сборники, убирали под них волосы. Эти головные уборы могли быть разного цвета: синие, зеленые, красные. Их шили из атласа. Мужчины носили длинные рубахи, подпоясывались.

Утюги когда-то были железные, их нагревали в печке, потом другие появились, разогревались углями. Гладили белье еще и каталками деревянными.

Дом Акимовых – тоже один из первых домов. Воробьевская улица построена позже на ячменных полях /озра пелдолойлла/.

Был в Березовке и двухэтажный дом с магазином внизу. После раскулачивания в нем организовали ясли. Впоследствии перестроили, он стал одноэтажным, в нем разместили клуб и правление колхоза.

В доме Денисовых тоже был магазин. Сам хозяин и торговал. Второй их дом тот, где сейчас администрация округа.

Дома стояли густо. Народные умельцы были мастерами на все руки.

Славятся наши тверские края вышивкой, кружевами, гончарным производством, ткачеством и кузнечным ремеслом. Плотники сооружали хозяйственные и жилые постройки, искусно изготовляли предметы обихода и орудия труда, строили деревянные церкви и часовни. В Березовке, которая относилась к Толмачевскому церковному приходу, стояла часовня Тихвинской Божьей Матери, она была построена в 1861 году. Место для нее выбрали посреди деревни. Часовня была небольшая, с куполом, крестом, внутри иконы, много полотенец. Красивая железная ограда, рядом колодец с журавлем и деревянной бадьей. Звон колоколов был слышен в Воробьеве. Возле часовни росли ивы, летом на них устраивались веревочные качели.

1928 год. Коллективизация. У Петровых был большой двор. Коммунисты и комсомольцы договорились, что в нем можно разместить общественных коров. Но через некоторое время их разобрали опять по домам.

Денисовы покупали лен, продавали его в городе. Их раскулачили, но отобрали только часть дома /где размещается администрация сельского округа/. В другой половине /где теперь почта/ они жили. А сына Денисова, Ивана Максимовича, спасли сами коммунисты: его вещи увезли к другим.

Колхоз назывался “Борец”. Было три бригады. Председателем был Иван Иванович Якимов. Жили до войны неплохо. А после стали разъезжаться…

На краю дороги, в сторону Толмачей, стояла когда-то старая школа. В 1938 году начали строить школу – семилетку. В 1946 году в ней было 248 учеников. Днем учились, а сентябрьскими вечерами помогали взрослым. После уроков в амбарах колотили лен камнем, взрослые мяли его мялкой, чесали. Убирали также камни с полей, собирали колоски, а старшие дети еще и с домашними делами успевали управляться. Лен теребили вручную, выбирали сорняки.

Затем школа стала восьмилетней, а потом ее закрыли. Здание отдали под контору совхоза “Сосновский”, в бывшей учительской осталась начальная школа.

 

Библиотекарь Березовского сельского филиала: Савина Н.


/главная страница/     /карельские села и деревни/