Карельская постройка

В карельской избе сохранились традиции северной деревянной архитектуры. Жилищами древних карел служили полуземлянки. Они имели шалашеобразные перекрытия из жердей, покрытые ветками или кожами зверей. Посередине имелся очаг из камней, вверху было отверстие для дыма. Летом пищу готовили на улице, возле летнего шалаша.

Появление и распространение железа привело к созданию железного топора, вместо каменного. Это значительно изменило жилище. Сперва появились четырехугольные столбовые постройки, а потом срубные. В первое время строили без окон, потолка и пола. Обходились без гвоздей /железа было мало/ - все соединения отдельных частей сруба выполнялись различными хитроумными плотницкими приспособлениями из того же дерева. Крыши были безстропильными /на фотографии: изба с безстропильной крышей в с. Толмачи Лихославльского района/.

Глиняные печки появились в первом тысячелетии н.э. Они были без труб и дымоходов, и весь дым шел в жилище. В русских избах дым выходил через “волоковое” оконце в передней избе, “протягиваясь” через все помещение. Карелы устраивали отверстие в потолке над печью. В русских избах печи ставились “лицом” к передней стене. У карел устье печи располагалось в сторону боковой стены и дым частично мог выходить в находящуюся рядом дверь. Окна изб затягивались “бычьим пузырем” вместо стекла. Такие избы были у карел когда они жили на своей прародине в Приладожье и когда переселились в Тверской край. В Толмачах сохранились два старинных дома с безстропильными крышами.

Только во второй половине 19 века в крестьянских избах стали появляться остекленные рамы и печи с дымоходами. Крыши стали крыть дранью, но еще долго были и соломенные покрытия.

Для карельских изб характерен несимметричный переруб /на фотографии: изба в с. Толмачи/. Внутренняя стена, проходящая вдоль здания делила его на две неравные части. Меньшая половина с двумя окнами считалась зимней, а большая с тремя окнами – летней /это делалось для экономии тепла зимой/. Иногда между половинами устраивался коридорчик. В “зимней избе” была следующая обстановка: у стен – лавки; от печи до стены – полати, на которых спали; под потолком тянулась большая полка для всевозможной утвари.

В кухне стоял стол на полозьях /лыжах/ - чисто карельское изобретение. У печи – лохань с водой для скота. С другой стороны – кадка для чистой воды. В углу: ухваты, кочерга. Помело держали в подполье /у карел/. Кухонный стол ничем не покрывали и не красили, а иногда скребли ножом добела. Сразу от входа – вдоль печи тянулась деревянная “каржина” – высокий, очень удобный вход в подполье. На “каржине” можно было сидеть, класть вещи, даже спать. С нее легче было залезать на печь. “Каржина” – это чисто карельское приспособление.

В сенях обычно были лавки и кровать с пологом. Из сеней был вход во двор. Двор был огромен, состоял из нескольких отделений. Лошади находились в одном, коровы в другом, нетели и бычки в третьем. Для мелкого скота и телят строили хлева, где были отделения для овец, телят, поросят и т.д.

Гумно для сельского хозяйства имело большое значение. Рядом с ним под крышей находилась рига, в которой крестьяне сушили снопы и солод. Гумно строили вдали от жилого массива /длиной 10 м, шириной 8,5 м/. Пол деревянный, очень плотный. Большие ворота – через них въезжала телега со снопами. По бокам ветровые окна. Они открывались при веянии вороха с зерном. Гумно и рига строились коллективно на несколько дворов или одной очень большой семьей.

Хлебный амбар строился недалеко от жилого дома. Там были закрома для ржи, ячменя, овса и льна. Были и общественные амбары больших размеров. Крестьяне вносили туда определенное количество ржи, ячменя, овса, которые выдавались нуждающимся на посев или для еды. Осенью должники обязаны были вернуть взятый хлеб с определенным процентом. Таким образом в общественном амбаре накапливался определенный запас хлеба. Амбар запирался на два замка и ключи хранились у двух человек.

Сено всегда убиралось в сенной сарай, там же хранили мякину.

Карельская баня существует с незапамятных времен. В карельской эпической песне указывается, что кузнец Илмаринен так помылся в бане перед тем как отправиться свататься и стал таким чистым, что сам себя не узнавал. В бане имелась каменка. Во время топки вместе с дровами в печку клали камни, которые потом вытаскивали щипцами и опускали в кадку с водой, чтобы её нагреть. Шайки, кадки, корыта были из дерева и в них нельзя было греть воду на огне. Бани топились “по черному”, дым выходил через маленькое отверстие в стене. Карелы предпочитали строить бани из осины. Ставились они по берегам озер, рек, ручьев. Карелы всегда очень любили баню и эту традицию сохранили и поныне. Надо сказать, что в соседних с Толмачевским округом русских деревнях бань не знали и еще до середины 20-го столетия мылись в больших русских печках.

На фотографии: бани у Талицкого ручья. Село Толмачи Лихославльского района.

Профессор Вершинский, не раз бывавший у Тверских карел с этнографическими экспедициями в 30-е годы 20-го столетия, так отзывался о быте этого народа: “Дома чистые, просторные, на окнах нередко цветы, избы окружены хозяйственными постройками. Во всем лежит отпечаток домовитости, любви к своему хозяйству”.

Литература:

  1. Беляков А.А. “Верхневолжские карелы” // “Наша жизнь” – 1992 г. “Истоки”

  2. В. Орфинский Деревянное зодчество Карелии. – Л., 1972.

  3. Воспоминания старожилов села Толмачи

  4. Что такое Карелия. – Хельсинки, 1997.

Библиотекарь Толмачевского сельского филиала: Данилова Т.А.


/главная страница/  /ремесла/