Одежда Тверских карел

odezda2.jpg (22603 bytes)Одежда Тверских карел – это сочетание древних элементов с поздними наслоениями. Особенностями женского костюма являются “калжут”, “кепчет”, металлические украшения, янтари, “самсури”, своеобразная рубашка со вставкой у ворота.

Отдельные черты карельского костюма близки с одеждой вепсов, эстонцев, саамов и др. Многие черты, несомненно близки к русской одежде, что свидетельствует о раннем соприкосновении карел с русской культурой за много веков до переселения их в Тверской край. Таковы: сорока, сарафан, рубашка “новгородского типа” и др.

В основе каждого костюма была рубаха / “ряччиня”, “шоба” /, которую шили из льняного холста и сарафан. Рубаха была длинной, украшалась по вороту, внизу рукавов и подолу разнообразной вышивкой. В глубокой древности вышивка имела магический смысл – как бы защищала человека от злых духов. Вышивались священные животные, растения, языческие божества, способные отгонять от человека нечистую силу. Гуськи, уточки, лебеди, павы, олени, кони, дерево жизни – обычный мотив таких вышивок. У каждого рода был свой знак – священное животное, под защитой которого был род и на которое была запрещена охота. Его пытались изображать в вышивке. Со временем вышивка потеряла магическое значение, оставшись декоративным элементом костюма.

На фотографии: карельский национальный костюм в экспозиции музея Лихославльского педагогического училища

Обувь

Особенностью карельской обуви были “кенгет” и “калжут”. “Кенгет” - примитивные кожаные туфли или тапочки с тремя петельками. В эти петли продевались тонкие ремешки, с помощью которых “кенгет” подвязывали к ноге.

“Калжут” – цилиндрические наголенники из холста. Края снизу и сверху обшивались красной тканью. Древние эстонцы носили “калжут” из льняной ткани, впоследствии замененные вязанными.

Лапти из бересты носили редко, в основном бедные люди или надевали на грязные работы.

Холщевые портянки носили и мужчины, и женщины.

Головной уборgolubor.jpg (16596 bytes)

Основное отличие карельского женского костюма от девичьего проявлялось в головном уборе и прическе.

Девушки заплетали волосы в одну косу и носили “ленту”, которую подвязывали вокруг головы и завязывали сзади. Верхняя часть головы оставалась открытой. Праздничная лента состояла из золотой парчи с блестками и бахромой.

Головной убор замужних женщин был значительно сложнее. Его назначение – полностью закрывать волосы. Этот головной убор назывался “сорока”. По форме он напоминает чепец.

На фотографии: карельский женский головной убор в экспозиции музея Лихославльского педагогического училища

odezda3.jpg (22420 bytes) odezda4.jpg (20053 bytes) odezda5.jpg (24290 bytes) odezda6.jpg (20598 bytes)

На фотографиях: куклы в карельских костюмах Тверской губернии 19 в. Выполнены студентами Тверского училища-колледжа культуры и искусства. Преподаватель Зыкус М.В.

 

Мужская одежда

Старинную национальную одежду у Тверских карел-мужчин составляли:

  1. Рубаха / “пайда” / из холста

  2. Пояс / “вюо” / ременный или тканный, которым подпоясывали рубаху

  3. Порты / “куадиет” / из домотканой материи, которые собирались на шнуре

  4. Обувь из холщевых портянок и кожаных туфель / “кенгет” /, которые привязывались к ноге ремешками.

В “Генеральном соображении по Тверской губернии” /середина 18 века/ так описывается одежда Тверских карел середины 18 столетия: “Мужчины, вместо кушаков, подпоясываются ремнем с медными бляшками. Ворота у рубашек застегиваются медной пряжкой. Обувь носят кожаную, а лаптей никогда не употребляют”.

Рубаха и порты, надевавшиеся непосредственно на тело, были одновременно как нижней, так и выходной одеждой карела. Рубаху шили очень длинную, она спускалась ниже колен и составляла когда-то единственную одежду мальчика и взрослого парня до женитьбы.

Постепенно в одежде произошли изменения. Домотканина постепенно вытеснялась покупным фабричным материалом. Рубахи и порты из льна превратились в нижнюю часть одежды. Исчезли сарафаны.

Вот как описывается одежда жителей села Толмачи в 70-е годы 19 века: “На мужчинах всякого возраста видим ситцевые рубашки, а на молодых сшиты щегольски, по последней моде. Верхнее платье в праздник всегда у них прежде бывало суконный армяк или поддевок, ныне суконный сюртук или пальто. Обувь носят щегольскую, а именно – сапоги на косую колодку ценою рублей в пять и более и уже начинают носить галоши”.

/Цитата из рукописи священника Стратоницкого “Летопись Толмачевской волости”. 70 г. 19 века/

Из верхней одежды, как мужской, так и женской нужно отметить род кафтана из сукна сшитого с клиньями по бокам. Такого же покроя шили кафтан из грубого белого холста. Его надевали на работу иногда поверх другой одежды.

Известна была у карел верхняя суконная и овчинная одежда с отрезной спинкой и сборками у талии /типа русской поддевки и полушубка/. В Толмачах она называлась “Бекеш”, а шил “бекеши” еще в начале 20-го столетия мастер-портной Дмитрий Ипатович Карасев, получал заказы даже из Твери /из воспоминаний старожилов/.
 
Пояс
 
Пояс / “вюо” / был необходимой принадлежностью как женского, так и мужского костюма у карел. Рубаха /если она надевалась без сарафана / и сарафан обязательно подпоясывались. Подпоясанная рубаха или верхняя одежда плотнее прилегает к телу, и пояс, таким образом, утепляет одежду. Кроме того, к поясу прикреплялись вещи, необходимые в домашнем обиходе: огниво, кисет, гребни, ножи, ключи, игольники и т.д. В прошлом у карел ходить без пояса считалось грехом. С поясом и у русских и у карел были связаны поверья о том, что он якобы предохранял от “нечистой силы”, “порчи” и т.п. Это было результатом суеверного осмысления отдельных элементов одежды.
У Тверских карел пояс служил свадебным подарком жениховой родне от невесты – его дарили золовке или другой родственнице мужа при выкупе брачной постели и в других случаях.

Тканые пояса у карел изготавливались из шерстяных и из льняных ниток, иногда с добавлением хлопка или шелка. До настоящего времени существуют различные виды тканья поясов без ткацкого стана.

Праздничные пояса отличаются от будничных яркостью расцветки и украшениями. Пояса для молодых женщин и девушек делали более нарядными, на концах украшая кистями.
Узоры поясов – геометрические. Особенно часты ромбы, простые или удвоенные, а также поперечные полосы и косые столбики.

Иногда на поясах ткались фразы:

           "Люблю сердечно – дарю навечно"

    "Милый мой, носи не забывай, дарю – не теряй…"

Видимо, такие пояса служили подарком с особым значением. Нередко употреблялись пояса с вытканными словами молитвы. Не всегда буквы на пояске составляли осмысленные слова и фразы: иногда они являлись механическим копирование образцов отдельных букв неграмотной мастерицей.

Из поясов домашнего изготовления нужно отметить плетеные из четырех прядей цветной шерсти, в виде шнура с кистями на концах. От одной кисти отходило еще по три кисти на шнурах, низанных стеклярусом.

Нужно упомянуть еще о женских праздничных поясах из “празумента” /позумента/ и о кожаных поясах, надевавшихся женщинами поверх сарафана. Тканные пояса обычно завязывали на талии сбоку.

Мужчины-карелы, в отличие от русских, никогда не носили кушаков. Предпочитали надежные и прочные, красивые кожаные ремни с металлическими застежками и украшениями.

 
Литература:
 
Маслова Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел. - М: Изд-во Академии наук СССР, 1951. - 132 с., ил. 
 
Генеральное соображение по Тверской губернии. – Тверь, 1873.
 

    Библиотекарь Толмачевского сельского филиала: Данилова Т.А.


/главная страница/    /традиции и обычаи/